Вокальная студия «Кураж»

Педагог: Набокина Оксана Владимировна

Обучение существляется по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Звонкие голоса»,  срок реализации 4 года.

Занятия проводятся 2  раза в неделю по  2 часа на 1-м году обучения, всего в течение учебного года 144 часа; 2 раза в неделю по  3 часа на 2-м,3-м, ин на 4-м году обучения, всего по 216 часов в год.

Занятия проводятся на основе индивидуально-группового обучения.

Возраст учащихся: 7-17 лет.    

В процессе реализации программы происходит привлечение детей к культурному досугу с развитием навыков правильного исполнения вокальных эстрадных произведений, развитие художественного вкуса, расширение и обогащение музыкального кругозора учащихся, что способствует повышению их культурного уровня.

Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно ей, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого учащегося подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных.

Занимаясь в вокальной студии, учащиеся получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, знакомятся с музыкальной грамотой, приобретают навыки выступления перед зрителями, развивают умственные и физические центры организма в целом. В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). На каждом году обучения, при необходимости, отводятся часы индивидуальной работы с одарёнными детьми. Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах. Занятия по данной программе предлагается проводить в форме беседы, комментированных показов, учебной игры. Подтверждением качества реализации программы являются: владение знаниями по программе; резульиаитвность участия в конкурсах, фестивалях, смотрах; умение работать как самостоятельно, так и в коллективе; уровень воспитанности и культуры учащихся; творческий рост и личностные достижения учащихся.

              

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ВОКАЛОМ

 

         Каждый возрастной период в развитии человека имеет особые  характеристики, включающие множество свойств, совокупность которых определяет своеобразие структуры личности.

       Подростковый возраст часто называют переходным, в связи с переходом от детства к юности, от незрелости к зрелости. В этот период происходят значительные изменения в ранее сложившихся психических структурах, идет активное наращивание знаний, умений, растет нравственное самосознание личности, формируется новая социальная позиция.

      Мироощущение подростка проходит сложный путь расставания с детской непосредственностью и беззаботностью через мучительные сомнения в себе, в своих возможностях на пути к новому открытию своего «я». В этот очень короткий срок ребенок меняется весь в целом, в основных чертах личности.

     Искусство, а в частности вокальная музыка - это одно из эффективных средств формирования духовной культуры. Музыка и вокальное творчество открывает перед подростками возможности для реализации и самоопределения в обществе, достижения единства и гармонии с миром.

   На протяжении всей жизни человека его природная сторона изменяется и развивается. Духовная же культура формируется на основе природных задатков в процессе обучения и воспитания, участия в общественной жизнедеятельности, а также усвоения знаний и навыков.

     Духовное воспитание оказывает огромное влияние на развитие и формирование личности подростков. Об этом писали В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко, Ш.А.Амонашвили и др. В.А.Сухомлинский отмечал необходимости занятий нравственным воспитанием детей, учить их «умению чувствовать человека». В.А. Сухомлинский так писал о музыке: « Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».

      Пение наиболее доступный вид музыкальной деятельности. В процессе пения происходит общее развитие ребенка: формирование его высших психических функций, развитие речи, накопление знаний об окружающем мире, формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками. По этой причине обучение детей вокалу является одним из самых  оптимальных способов приобщения их к культуре и творчеству.

      Вокальное воспитание является сложной, многогранной системой, влияющей на формирование творческого начала и индивидуальности, способной оказывать целенаправленное влияние на личность ребенка или подростка. Хронологически подростковый возраст определяется в пределах от 10-12 до 14-15 (16) лет. Для этого необходимо наличие таких факторов как:

  • благоприятная нравственно-эстетическая атмосфера;
  • эстетическая материальная среда, которая предполагает эстетику обстановки, одежды, качество и состояние аппаратуры, инструментов, личностные качества преподавателя и учащихся;
  • эстетические акценты работы, которые позволяют воспитывать с помощью музыки в учащихся готовность к восприятию и оценке окружающей среды в плане её нравственных и эстетических характеристик;
  • благоприятное музыкально-эстетическое окружение, эстетический фон, которые исключают влияние на подростков низкокачественного вокального исполнительства путем воспитания в них отторжения любых проявлений низкопробного, безобразного и неэстетичного в музыке на психическом уровне;
  • воспитательные мероприятия, направленные на развитие у учащихся способности к эстетическому рефлексированию своих переживаний и оценок.

        Эстетическая среда вокального обучения подростков необходима, что обусловлено её огромным воспитательным потенциалом. Воспитывающая среда является совокупностью объектов окружающей действительности, которые воспитывают личность. А эстетическая среда является качественной характеристикой воспитательной среды, в том числе и в процессе обучения подростков вокалу. Таким образом, для вокального воспитания подростков необходимо создать эстетическую среду в вокальной студии.

    Современные методисты выделяют духовно-нравственную природу самого урока, так как занятие (в том числе вокалом) является выражением духовности. По этой причине нравственный урок знакомит учеников с понятиями любви, доброты, честности, долга, справедливости, миролюбия, доверия и др.

     Занятия вокалом обладают огромной духовно-нравственной силой, которая проявляется постепенно, а не сразу. У занимающегося пением человека можно заметить как он со временем меняется, обогащается духовно, как раскрываются в нем положительные душевные качества.

    Для достижения высокого качества вокального исполнения с целью вызвать интерес у слушателей и добиться у них душевного подъема, исполнителю требуется пройти много ступеней вокальной подготовки, а также развивать в себе глубокие душевные чувства, обогатить свой внутренний мир. Только в этом случае можно будет достичь крепкой связи между исполнителем и слушателем на духовном уровне. Для достижения исполнительского мастерства необходим кропотливый труд.

      Воздействие искусства на подростка происходит посредством внутренних переживаний, эмоций и выражения их в образах. Когда подросток самопроизвольно воспроизводит музыкальный рассказ, то он в создаваемую картину вкладывает все своё воображение и знание.  Не только классические произведения, но и специально написанные для детей могут воспитывать подростка и нравственно его развивать. При этом детские произведения имеют допустимую и легкую для восприятия форму. Для решения задач воспитания в школьниках духовно-нравственных качеств нужно ответственно подходить к выбору произведений. Они должны содержать яркие поэтические образы,  которые знакомы детям по их жизненному опыту.  Образы, выраженные в поэтическом тексте, не должны быть абстрактными. Они должны быть понятны и близки детям. Таким образом, к репертуару предъявляются такие требования как:

  • воспитательный и развивающий характер песен ( в первую очередь текстов);
  • доступность и понятность образов и содержания, которые соответствуют возрасту исполнителей и их жизненному опыту;
  • степень сложности произведений должна быть посильной, то есть соответствовать уровню вокальной подготовки учащихся;
  • музыкальные образы должны быть ярко выраженными, произведения должны быть мелодичными;
  • произведения по своему характеру и содержанию должны утверждать позитивное жизненное начало, учить принципам гуманизма, отражать и воспитывать такие качества, как радость, юмор, доброта, сострадание, любовь, дружба, ответственность, патриотизм, красота.

Конечно на практике сложно подобрать такие произведения, которые бы одновременно отвечали всем вышеперечисленным требованиям. Но в целом подбираемый для подростков репертуар должен им соответствовать и воспитывать нравственного человека. Правильно подобранный репертуар - это важнейшее условие для успешного обучения и воспитания подростков.

     Концертная деятельность - один из важных этапов в процессе воспитания, так как публичные выступления являются своеобразным отчетом о проделанной работе. Во время концертов проявляется творческий и духовно-нравственный потенциал как отдельных учеников, так и всего коллектива. Также становится возможным увидеть дисциплинированность учеников, их сплоченность, умение услышать руководителя и другие качества.

     Развитие навыка видеть, понимать и создавать прекрасное позволяет обогатить жизнь детей в духовно-нравственном плане, сделать её  интереснее, научить их получать духовное наслаждение. Искусство играет огромную роль в процессе становления человека. Оно оказывает наибольшее влияние в детском и подростковом возрасте. Очень важно так воспитывать детей, чтобы их духовной потребностью стали ценности искусства.

      Таким образом в духовно-нравственном воспитании детей и подростков вокальное искусство имеет важное значение, так как вокальные произведения способны познакомить ребенка с миром душевных переживаний, духовно-нравственными ценностями, научить их разбираться в той, что такое хорошо, а что такое плохо, делать правильный выбор. Учащиеся приобретают устойчивый духовно-нравственный фундамент, внутренний стержень, на базе которого, под руководством педагога формируется личность.

О.В.Набокина,

педагог дополнительного образования

Памятка для родителей

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИИ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА И ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ

 

     Обучение детей пению неразрывно связано с вопросами охраны детского голоса. Те или иные вокальные навыки, которые мы собираемся прививать детям,  не должны нарушать нормального развития формирующегося организма или приносить ему вред.

    Поэтому необходимо знать особенности физиологии детского организма и голосового аппарата в различные периоды, учитывать их в процессе обучения. Также нужно знать в какой мере ребенок на той или иной ступени развития способен воспринимать сознательные установки и вырабатывать необходимые навыки.

    В певческом голосообразовании прямо или косвенно участвуют многие органы, от развития которых  зависит голосовой аппарат. Это не только непосредственные «голосообразователи», но и надставная труба, гортань, дыхание, а также  опорно-двигательный аппарат ребенка, эндокринная система. Формирование сложного комплекса музыкальных и вокальных навыков определяется не только особенностями конституции ребенка, но и особенностями нервной системы. Сложность вокального воспитания детей, состоит прежде всего в том, что оно должно строиться с учетом роста и развития ребенка, а эти процессы не являются поступательными или синхронными.

     Равномерный рост органов на каком-то этапе может смениться диспропорцией между ними. Так, например, гортань, которая до переходного возраста ребенка развивалась медленнее, чем некоторые другие органы, в период мутации у мальчиков начинает бурно расти, опережая все остальные части голосового аппарата.

      Исследования физиологии детей и подростков свидетельствуют о том, что в период полового созревания особенно интенсивно растет грудная клетка, развивается мускулатура плечевого пояса, мышцы живота, увеличивается ловкость  и быстрота движений, активизируется работа дыхательных мышц. Мышцы активнее растут в длину в зоне перехода их в сухожилия.

     Жизненная ёмкость легких увеличивается от 2700мл до 4200мл, выносливость дыхательной мускулатуры у девочек увеличивается до 13-14 лет, а у мальчиков до 17 лет, т.е. в этом возрастном периоде у девочек уже такая,  как у взрослых, а у мальчиков почти такая как у взрослых, но глубина его все еще не достаточна.

     Главной особенностью этого возрастного периода можно считать мутацию голоса. Назвать её точные сроки невозможно, т.к. у одних она бывает в 13-14 лет, у других в 15-16 лет. В отдельных случаях,  сравнительно редких, она начинается в более ранние или более поздние сроки. Протекает мутация различно: у одних она происходит чуть ли не за месяц, у других растягивается на полгода, год.

    Уже до начала мутации подросток начинает ощущать различные признаки её приближения - как физиологические, так и психологические. У него появляется сухость и жжение  в гортани, голос начинает подсипывать, пропадает желание петь, особенно в верхней части диапазона голоса. Начинает понемногу меняться характер -  он делается более неуравновешенным.  Разумеется весь комплекс перемен не является обязательным, но это наиболее типичные его черты.

    Все эти признаки усугубляются в период мутации, которая у мальчиков и девочек протекает по разному.  Гортань мальчиков и девочек до наступления половой зрелости, которая обычно совпадает с периодом мутации, развивается одинаково, и темп её  роста не превышает темпов роста отдельных органов. С наступлением половой зрелости гортань у мальчиков начинает быстро увеличиваться в размерах:  в большей степени вперед, чем в стороны.

       Быстро растут и связки. За время мутации их длина увеличивается в полтора и более раз, в зависимости от типа будущего голоса и достигает 2-2,5см.

      При  бурно протекающей мутации её острый период обычно не бывает долговременным и переходит в относительно спокойную фазу. В зависимости от остроты мутации картина  гортани и связок напоминает в той или иной степени ларингит. Степенью этих объективных изменений и определяется возможность вокальных занятий в этом периоде. При правильно рассчитанной нагрузке и соответствующей тесситуре произведений вокальные занятия с мутирующими подростками полезны, т.к. они способствуют более спокойному и быстрому протеканию мутации.

      У девочек мутация протекает более спокойно, и это дало основание некоторым исследователям детского голоса вообще сомневаться в её существовании (И.И. Левидов).

У девочек несколько раньше, чем у мальчиков (приблизительно за год-полтора) тоже наступает мутационный период. Обычно, но не всегда, он совпадает с началом менструаций. Голос девочек приобретает несвойственный ему тусклый тембр, в гортани образуется много слизи. У девочек с хорошим слухом неожиданно появляется фальшивая интонация, они не дотягивают верхние ноты, а иногда вообще не могут их взять. Голосообразование становится вялым, а голос как-бы сам начинает себя беречь и быстро устаёт. Вместе с тем такой яркой картины мутационного ларингита, которая часто встречается у мальчиков, здесь нет. Отдельные местные нарушения не являются типичными, их как правило, можно связать с привходящими обстоятельствами: легкой простудой, перепеванием и т.д.

      Гортань у девочек увеличивается более равномерно и пропорционально. Связки увеличиваются мало - от 12-13мм до 15-18мм. Звук меняется тембрально и становится более «взрослым», с тем индивидуальным тембром, который в основном, таким будет и в дальнейшем, хотя формирование голоса полностью еще не завершено. Многие педагоги считают, что девочки в период мутации могут продолжать петь без особого ущерба для голоса, но в щадящем режиме и с учетом индивидуальных особенностей мутации.

     В результате мутации у девочек изменяется не тип голоса, а его возможности. Он крепнет, становится более объемным, увеличивается его диапазон, это может продолжаться до двадцати и более лет. Постмутационный период и у мальчиков, и у девочек  очень ответственен с точки зрения охраны голоса.

      Получив новые возможности, некоторые юноши и девушки с интересом начинают пробовать голос в трудных произведениях, которые раньше были им недоступны. Вместе с тем, мышечный аппарат еще не окреп, имеются остаточные явления мутации, слизь в гортани, голос быстро утомляется.

   Говорить о диапазоне голоса у подростков в этот возрастной период невозможно, ибо после мутации тип голоса может резко измениться. Правильнее говорить о предмутационном диапазоне голоса. У девочек с высоким голосом это большей частью (си) до2-фа2 ( при хороших вокальных данных вплоть до соль2) вторые голоса-(ля) си-ми2. У мальчиков с высокими голосами данные те же, что и у  девочек. У низких голосов- ля (си) – до2.

     Однако, нужно сказать, что в общей массе легко выделить детей с хорошими данными, которые выходят за указанные средние рамки. Число их, правда незначительно - не более 10-15% от общего состава,  у них  приблизительно к 10 годам  большая звучность голоса , а диапазон, главным образом в его верхней части, просторнее. Обычно эти дети, имеют, если можно так сказать, «вокальное чутьё», которое помогает им отбирать в процессе занятий правильные звуки. Даже до вокального обучения они округло формируют звук.  Это и есть в ранней стадии формирования будущие певцы с очень хорошими вокальными данными и природной координацией.

      Знание особенностей роста и развития детского организма недостаточно для вокального воспитания. Работа над созданием певческих навыков- сложных, заученных рефлексов, не может быть успешной  без знания особенностей физиологии и высшей нервной деятельности. Высшая нервная деятельность человека формируется с рождения ребенка, а значительная часть её функций совершенствуется в рассматриваемые нами возрастные периоды. В работе с детьми и подростками необходимо учитывать особенности нервной системы ребенка в развитии.

      Особенности в формировании нервной системы таковы, что выработка необходимых рефлексов и навыков у ребенка имеет ряд особенностей в различные возрастные периоды.  Возрастной  период  подростка,  с точки зрения высшей нервной деятельности, характеризуется преобладанием возбуждения над торможением, что может накладывать отпечаток на характер и поведение ученика. Это и обидчивость, и раздражительность, и нарушение привычных норм поведения в результате излишней реактивности, неврозы и многое другое. Эти особенности необходимо учитывать при обучении подростков.

      Таким образом, в этот период, как уже отмечалось, происходит мутация голоса. Сюда входит предмутационный, мутационный и постмутационнй период. Учесть все особенности этих периодов в методике работы над голосом не представляется возможным из-за больших индивидуальных различий в протекании мутации. Одинаковыми в работе с учениками должны быть следующие положения:

  • при появлении первых признаков начинающейся мутации подросток должен становиться объектом пристального внимания педагога и врача-фониатора.
  • Вокальная нагрузка в период мутации должна быть щадящей, упражнения и произведения следует выбирать в более низкой тесситуре.
  • Необходимо в этот период быть более  снисходительным к  сменам настроения подростков, иногда проявляющейся заторможенности и депрессии.

      В этот период  с подростком проведятся беседы, рассказы о гигиене голоса, что помогает отвлечь его от мыслей о своих ощущениях и переживаниях. В период активного прохождения мутации не нужно вводить новые элементы вокализации. Вокальная форма поддерживается наиболее удобными, хорошо впетыми упражнениями. Публично в этот период выступать не рекомендуется.

    Не вдаваясь в детали, на понятном для подростков уровне, учащихся следует познакомить с особенностями академической манеры пения, различными её периодами и выдающимися представителями. Учащиеся должны знать принципы вокальной школы, где вокальная техника не существует ради самой себя, а направлена на более полное выражение замысла композитора и самовыражение певца.

     Большое значение в формировании музыкального вкуса и кругозора детей играет прослушивание лучших образцов вокальной музыки, знакомство с современными тенденциями развития вокального искусства,  у учащегося  должна появиться возможность сравнивать различные стили, тембральные особенности певцов, их владение динамической палитрой. Все это должно быть предметом последующего обсуждения.