Памятка

Как действовать во время землетрясения

 

Когда произойдет землетрясение, земля будет ощутимо сотрясаться в течение довольно короткого времени - быть может, всего несколько секунд, а при сильном землетрясении - до минуты. Сотрясения могут Вас испугать, однако у вас нет другого выхода, как дождаться их окончания. Если вы будете действовать спокойно и продуманно, то увеличите свои шансы уберечься. Кроме того, ваше спокойствие передастся окружающим вас людям и поможет им воспользоваться вашим примером.

 

  • Заставьте себя хранить спокойствие и не делать ничего, что может дезорганизовать окружающих (не кричите и не мечитесь).
  • Если вы находитесь в помещении, немедленно перейдите в безопасное место. Спрячьтесь, если возможно, под письменный или обеденный стол. Станьте в проеме внутренней двери или в углу комнаты. Оберегайтесь от падающих обломков или тяжелой мебели. Стойте дальше от окон и тяжелых предметов (станков, холодильников), которые могут опрокинуться или сдвинуться с места.
  • Общее правило - не выбегайте из здания. Падающие рядом со зданием обломки представляют наибольшую опасность. Лучше искать спасения там, где вы находитесь, дождаться конца землетрясения и затем спокойно покинуть помещение, если это необходимо.
  • Если вы находитесь в высоком здании, не бросайтесь к лестнице или лифту. Выходы, скорее всего, будут забиты толпой, а лифты по большей части прекращают работу. Ищите спасение там, где вы находитесь.
  • Не пугайтесь, если выключат электричество или если начнут звонить сигналы тревоги лифтов, противопожарных установок или охранных систем, либо включатся противопожарные распылители воды; будьте готовы услышать звон бьющейся посуды, треск стен, грохот падающих предметов.
  • Если вы находитесь в несейсмостойком кирпичном доме или другой небезопасной постройке, вы можете решить, что лучше оставить помещение, чем находиться внутри. В таком случае выбегайте быстро, но осторожно, уберегаясь от падающих кирпичей, оборвавшихся проводов и других источников опасности.
  • Если вы проходите рядом с высоким зданием, станьте в дверной проем, чтобы уберечься от падающих обломков.
  • Если вы находитесь вне помещения, постарайтесь выйти на открытое пространство, удалившись от зданий и линий электропередач.
  • Если вы едете в автомобиле, спокойно остановитесь по возможности вдали от высоких зданий, путепроводов и мостов. Оставайтесь в машине до прекращения колебаний.
  • Не удивляйтесь, если вы почувствуете новые толчки. После первого сильного толчка может наступить временное затишье, а затем новый толчок. Это явление - попросту действие разных сейсмических волн одного и того же землетрясения. Могут произойти и повторные толчки - афтершоки, т.е. отдельные землетрясения, возникающие вслед за главным толчком. Они могут происходить в течение нескольких минут, нескольких часов или даже нескольких дней. Иногда афтершоки могут вызвать повреждения или обрушение построек, уже сильно поврежденных главным толчком.

 

ПАМЯТКА

для педагогического коллектива и учащихся о действиях при возникновении угрозы террористического акта на территории образовательного учреждения

 

В современном мире достаточно часто имеют место акты терроризма. Наиболее уязвимыми объектами являются места с массовым пребыванием граждан, в том числе и образовательные учреждения. К сожалению, не всегда возможно выявить и предотвратить готовящееся преступление такого рода, в связи с этим школьникам и учителям необходимо проявлять бдительность. Обучающиеся и педагогический коллектив должны знать порядок действия при возникновении угрозы террористического акта.

1. В случае обнаружения на территории образовательного учреждения предметов, имеющих вид взрывного устройства необходимо:

-незамедлительно сообщить администрации учебного заведения об обнаружении;

-не вскрывать и не трогать предмет, зафиксировать время его обнаружения, немедленно сообщить в дежурную часть полиции;

-принять меры, исключающие доступ детей, других посторонних лиц к месту обнаружения подозрительных предметов;

-совместно с прибывшими сотрудниками оперативных служб эвакуировать на безопасное расстояние детей и сотрудников учреждения;

-обеспечить возможность беспрепятственного подъезда специального автотранспорта к месту обнаружения подозрительного предмета.

 

Категорически запрещается:

-дотрагиваться до взрывоопасного предмета;

-оказывать на предмет какое-либо механическое воздействие;          

-приближаться к вышеуказанному предмету.

          2. В случае поступления в учебное заведение угрозы террористического акта по телефону необходимо:

-сообщить администрации учебного заведения о звонке;

-в ходе разговора постараться определить пол звонившего, его возраст, особенности речи, обратить внимание на звуковой фон места, с которого ведется разговор;

-немедленно сообщить о звонке в дежурную часть милиции;

-в дальнейшем следовать указаниям прибывших сотрудников оперативных служб.

3. В случае совершения террористического акта на территории образовательного учреждения необходимо:

-сообщить о случившемся в дежурную часть полиции;

-совместно с сотрудниками оперативных служб эвакуировать на безопасное расстояние детей и сотрудников образовательного учреждения;

-при эвакуации необходимо соблюдать спокойствие;

-в дальнейшем следовать указаниям прибывших сотрудников оперативных служб.

4. В случае нападения на учебное заведение необходимо:

-оповестить сотрудников учреждения;

-сообщить о нападении в дежурную часть полиции;

-принять меры по укрытию детей и сотрудников в безопасном месте;

-в дальнейшем следовать указаниям прибывших сотрудников оперативных служб.

 

УВАЖАЕМЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ И ПЕДАГОГИ!

ОТ ВАС И ВАШИХ ГРАМОТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЗАВИСИТ ВАША ЖИЗНЬ, А ТАКЖЕ ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ОКРУЖАЮЩИХ.

Памятка родителям по профилактике суицида

 

Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

 

Будьте бдительны! Суждение, что люди решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

 

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

û утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;

û пренебрежение собственным видом, неряшливость;

û появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;

û резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;

û внезапное снижение успеваемости и рассеянность;

û плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;

û склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;

û проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;

û безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;

û стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;

û самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;

û шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

 

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!


Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

«Все

безнадежно

и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается – значит, не старался!»

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Важно соблюдать следующие правила:

-будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

- будьте терпеливы;

- не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;

- не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;

- не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря:

«Ты не можешь убить себя, потому что...;

- делайте все от вас зависящее.

И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

 

ПАМЯТКА

 

ЕСЛИ ВЫ ОКАЗАЛИСЬ ЗАЛОЖНИКОМ:

  • Не конфликтуйте с похитителями и террористами.
  • Постарайтесь установить с ними нормальные отношения.
  • Не делайте резких движений.  На всякое действие спрашивайте разрешение.
  • При угрозе применения оружия ложитесь на живот, защищая голову руками, подальше от окон, проходов, лестниц.
  • В присутствии террористов не выражайте неудовольствие, сдерживайте эмоции, крики и стоны.
  • Вспоминайте про себя прочитанные книги, последовательно обдумывайте отвлеченные процессы (решайте математические задачи, вспомните иностранные слова и т.д.), в общем, ваш мозг должен работать.
  • Следите за временем, тем более, что похитители обычно отбирают часы, отказываются говорить, какой сейчас день и час, изолируют захваченного от внешнего мира.
  • Отмечайте смену дня и ночи (по активности преступников, по звукам, режиму питания и т.д.).
  • Если произошел взрыв, примите меры к недопущению пожара и паники, окажите первую медицинскую помощь пострадавшим.
  • Во время освобождения выберите подходящее место для укрытия, оставайтесь там до окончания штурма, прикрывая дыхательные пути от возможного воздействия газа влажным платком.
  • При ранении – меньше двигайтесь.  Это поможет уменьшить кровопотерю.

          Относитесь к происходящему с вами как бы со стороны,

  • Не принимайте случившееся близко к сердцу, до конца надейтесь на благополучный исход. Страх, депрессия и апатия – три ваших главных врага.

 

ПАМЯТКА ПО БЕЗОПАСНОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ФЕЙЕРВЕРКОВ, САЛЮТОВ И ДРУГИХ ПИРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ

1. Покупать пиротехнику: салюты, фейерверки и другие пиротехнические изделия надо только в специализированных магазинах.

2. Нельзя устраивать фейерверки или салюты ближе 20 метров от жилых помещений или легко воспламеняющихся предметов, под низкими навесами и кронами деревьев.

3. Нельзя держать фитиль во время поджигания около лица.
Поджигать фитиль нужно на расстоянии вытянутой руки. Отлетевшую от фейерверка искру трудно потушить, поэтому если она попадет на кожу - ожог обеспечен.

4. Нельзя направлять ракеты и фейерверки на людей. Ракеты - это пиротехнические изделия повышенной опасности. Иногда, при установке в снег, ракета может накрениться, изменить направление и улететь в толпу.

5.  Нельзя применять салюты или фейерверки при сильном ветре.                                           

6. Нельзя разрешать детям баловаться с пиротехникой. Пиротехнические изделия - это не игрушка для детей!

7.  Нельзя ронять пиротехнические изделия, а тем более  специально бросать их под ноги.

8.  Нельзя запускать фейерверк с рук (кроме хлопушек и бенгальских свечей).

9.  Нельзя подходить к зажженным салютам или фейерверкам ближе безопасного расстояния, указанного в инструкции по его применению.

10. Нельзя носить пиротехнические изделия в карманах.

11. Нельзя наклоняться над фейерверком.

12. Каждое пиротехническое изделие снабжено инструкцией по его применению.  Внимательно ознакомитесь с инструкцией.

 

Помните! Большинство несчастных случаев при использовании пиротехнических изделий происходит из-за безответственности и по недомыслию.

Берегите себя, здоровье и жизнь своих близких и окружающих Вас людей!

Загорелась новогодняя ёлка.

 

  1. При загорании электрогирлянды немедленно обесточьте её. Вызовите пожарную охрану, выведите из квартиры детей и престарелых.

 

  1. При тушении ёлку необходимо повалить на пол, чтобы пламя не поднималось вверх (могут загореться обои, шторы, мебель). Накройте горящую ёлку плотной тканью, залейте водой, забросайте песком.

 

  1. Ёлка из синтетических материалов горит очень быстро. При этом пластмасса плавится и растекается в процессе горения, выделяя токсичные  вещества. Тушить водой расплавленные полимеры опасно из-за возможного разброса искр и расплавленной массы.

 

  1. При невозможности ликвидировать загорание срочно покиньте квартиру.

Памятка по профилактике внебольничной пневмонии

 

Внебольничная пневмония — воспалительное заболевание легких, которое возникает вне условий стационара (больницы) или выявляется в первые двое суток после госпитализации. Эта разновидность пневмонии также называется домашней или амбулаторной.

 

Причины возникновения внебольничной пневмонии.

Примерно в половине случаев внебольничную пневмонию вызывает Streptococcus pneumoniae (пневмококк). Другими наиболее распространенными возбудителями этого заболевания являются микроорганизмы, которые относятся к атипичным (например, микоплазма и легионелла). Реже амбулаторная пневмония вызывается гемофильной палочкой.

Пневмония передается воздушно - капельным путем, при вдыхании микробов от больного человека. Риск заражения данным заболеванием очень высок после недавно перенесенных вирусных заболеваний, таких как грипп или простуда.

 

Симптомы пневмонии.

В типичных случаях острая пневмония проявляется следующими жалобами:

  • повышение температуры тела, озноб;
    • кашель (сухой, либо влажный с отделением мокроты);
    • одышка – ощущение затруднения при дыхании;
    • боли в грудной клетке при дыхании;
    • увеличение в крови показателя лейкоцитов – воспалительных клеток.

 

 

Также больного могут беспокоить общие симптомы, особенно при тяжелых случаях:

  • резкая слабость,
  • отсутствие аппетита,
  • боли в суставах,
  • диарея (понос),
  • тошнота и рвота,
  • тахикардия (частый пульс),
  • снижение артериального давления.

Профилактика внебольничной пневмонии.

Здесь очень важную роль играет предупреждение респираторных вирусных инфекций.

  1. Соблюдайте гигиену рук. Мойте руки водой с мылом как можно чаще, особенно после кашля или чихания. Также эффективными являются средства для обработки рук на основе спирта.
  2. Прикрывайте рот и нос бумажной салфеткой во время кашля или чихания. Если у вас нет салфетки, при кашле или чихании прикрывайтесь локтем или плечом, а не руками.
  3. Оставайтесь дома, если вы или ваш ребенок переболели, в течение, по крайней мере,  24 часов после того, как температура спала или исчезли её симптомы (и больной при этом не принимал жаропонижающих средств). Для предотвращения распространения вируса заболевший школьник должен оставаться дома.
  4. 4.      Все члены семьи должны сделать прививку от сезонного гриппа, как только поступит соответствующая вакцина.
  5. 5.      При первых признаках респираторного заболевания необходимо обратиться к врачу.

 

Качественные профилактические меры против пневмонии помогут вам оставаться абсолютно здоровыми в любую погоду.

 

Будьте здоровы!

 

ПАМЯТКА

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТЕЛЕФОННОГО ТЕРРОРИЗМА ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

 Количества телефонных звонков хулиганского и явно террористичес­кого характера остается весьма значительным. Примерно половина из них совершается обучающимися образовательных учреждений. Что это? Детская шалость или недетская глупость?

Почему дети так поступают? Наиболее распространенный ответ «хотел пошутить» не раскрывает истинных причин. А их может быть несколько. Первая — садистские наклонности в характере ребенка: страдания окружающих доставляют ему удовольствие. Создать панику, поднять на ноги милицию, учителей, а самому сидеть где-нибудь неподалеку, наблюдать за всем происходящим и посмеиваться. Разумеется, это ненормально, и такого ребенка нельзя считать психически здоровым. Однако может быть и другая причина. Для мальчиков характерно понятие «самоутверждение». Существуют различные, так сказать, общепринятые способы самоутверждаться, например, завоевывать признание у дам или устанавливать мировые рекорды в спорте. Но бывают случаи, когда восприимчивая психика ребенка, впитав в себя весь негатив, выплеснутый из радио- и телевизионных новостей о терактах, убийствах и прочих злодеяниях, подсказывает совершенно абсурдные, дикие способы самоутверждения. Подчас ребенку просто не хватает ума оценить возможные последствия. Впрочем, причины подобного поведения бывают и чисто меркантильными: ребенок мог поспорить с кем-нибудь (на мороженое или новые роликовые коньки), что учинит в школе настоящий переполох. Ему это удалось, спор выигран.

Хотя «шуткой» такие действия можно назвать весьма условно. Такие действия квалифицируются как уголовное преступление: «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма» (ст. 207 Уголовного кодекса РФ), за которое для обучающихся, достигших четырнадцатилетнего возраста предусмотрена уголовная ответственность (п. 2 ст. 20 Уголовного кодекса РФ). А выявить «шутника» при современном уровне развития электронной техники становится все проще. Уже существуют автоматические устройства идентификации голоса, которые способны буквально по обрывкам фраз на основе скрытых для обычного человеческого уха интонационных особенностей «вычислить» владельца голоса. В МВД России ведутся работы по созданию банка данных на владельцев «криминальных голосов». Уголовный Кодекс предусматривает за это для несовершеннолетних, весьма суровое наказание:

  • штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев,
  • исправительные работы на срок до одного года,
  • арест на срок от трех до четырех месяцев,
  • лишение свободы на срок до трех лет.

На обучающихся не достигшие возраста 14 лет данные виды ответственности не распространяются. Однако, не зависимо от возраста обучающегося, на его родителей (в связи с отсутствием у него собственного имущества и доходов) возлагается ответственность за материальный ущерб, связанный с организацией и проведением специальных мероприятий по проверке поступивших угроз (ст. 1073, 1074 Гражданского кодекса РФ), который по оценкам специалистов составляет около 50000 рублей в час.

Очевидно, что ложное сообщение о террористическом акте влечет за собой дезорганизацию образовательного процесса, поэтому, если в Уставе образовательного учреждения такие действия обучающихся квалифицируются как его грубые нарушения, то за это обучающийся, достигший возраста 15 лет, может быть исключен из образовательного учреждения (п. 7 ст. 19 Закона РФ «Об образовании»).

Следует напомнить телефонным террористам: «Прежде, чем так шутить – подумайте!». Ведь ответственность за подобные деяния предусмотрена жесткая, а судимость и прочие негативные биографические «отметки», репутацию не украшают, а жизнь портят основательно.

 

Техника безопасности в бассейне

ПОСЕТИТЕЛИ ПЛАВАТЕЛЬНОГО БАССЕЙНА ОБЯЗАНЫ:

1.Ознакомиться с Правилами внутреннего распорядка и проведения занятий в плавательном бассейне.

2. Иметь надлежаще оформленную медицинскую справку с допуском к занятиям в бассейне (детям - с детского сада, школы или детского врача, взрослым - от терапевта).

3.Иметь при себе мыло, мочалку, полотенце, шапочку, купальник или плавки спортивного образца (одевать после принятия душа, перед плаванием), сменную обувь (сланцы) и пакет для нее.

4.Хранить при себе ремешок с номером ключа от индивидуального шкафчика для одежды.

5.Перед занятием в ваннах бассейна тщательно мыться под душем с мылом и мочалкой без купального костюма.

6.Входить в воду по расписанию сеансов с разрешения дежурного инструктора, выход из воды по звонку.

7. Заниматься только на дорожке, отведенной дежурным инструктором.

8.Покинуть раздевалку плавательного бассейна не позднее 15 минут после окончания сеанса.

 ПОСЕТИТЕЛЯМ ПЛАВАТЕЛЬНОГО БАССЕЙНА КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

1. Входить без сменной обуви, в верхней одежде в раздевалки, ванны, спортивные залы, сауны бассейна.

2. Плавать  без шапочек.

3. Плавать в хлопчатобумажных плавках и трусах, не предназначенных для занятий в бассейне.

4. Пользоваться кремами и мазями перед плаванием.

5. Пользоваться  моющими и другими средствами в стеклянной упаковке

6. Прыгать с вышек без разрешения дежурного инструктора.

7. Висеть на волногасящих дорожках.

8. Бегать по бортику и нырять с разбега в воду.

9. Категорически запрещается оправление естественных надобностей в ванну бассейна.

10. Курить в помещении бассейна.

11. Приносить и распивать спиртные напитки в помещениях бассейна.

12. Находиться в бассейне в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

13.Находиться в воде более положенного времени.

 Осторожно, грипп!!!

Что такое грипп?

     Грипп – это острое инфекционное заболевание, поражающее дыхательную, нервную, сердечно-сосудистую и другие системы организма. Заболевание гриппом сопровождается высокой смертностью, особенно у маленьких детей и пожилых людей. Эпидемии гриппа случаются каждый год обычно в холодное время года и поражают до 15% населения Земного шара.

Для сезонного гриппа характерными симптомами являются:

- внезапное появление высокой температур;

- кашель (обычно сухой);

- головная боль, мышечная боль и боль в суставах;

- сильное недомогание (плохое самочувствие);

- боль в горле и насморк.

Но грипп может приводить к развитию тяжелой болезни или смерти у людей из групп повышенного риска. Период между инфицированием и заболеванием, известный как инкубационный период, длится около двух дней.

                                                                 История гриппа

   Первые сведения о гриппе относятся к 412 году до нашей эры. Именно тогда величайший врач древности Гиппократ описал заболевание, очень похожее на грипп. Эпидемии гриппа возникали довольно часто, но характер всемирного бедствия принимали три-четыре раза в столетие. Такие крупные эпидемии получили название пандемий. Известны пандемии 1580, 1675, 1729, 1742-1743, 1780, 1831, 1857, 1874-1875 годов. Наиболее известна пандемия 1918 года,  когда грипп получил особое название «испанская лихорадка». Тогда за два года погибло 20 миллионов человек, а по некоторым данным эта цифра достигала 40-50 миллионов, то есть 2,5% населения Земли.

 Немного статистики

   Грипп и ОРВИ занимают первое место по частоте и количеству случаев в мире, и составляет 95% всех инфекционных заболеваний. Ежегодно в мире заболевает до 500 млн. человек, 2 миллиона из которых умирают. В России ежегодно регистрируют от 27,3 до 41,2 млн. заболевших гриппом и другими ОРВИ. Если считать, что в течение года грипп переносят в среднем 1 – 2 раза, то каждый шестой-седьмой россиянин бывает вовлечен в эпидемический процесс. Считается, что эти цифры сильно занижены из-за неполной регистрации гриппа и ОРВИ (так как не все заболевшие обращаются за медицинской помощью).

 Вирус гриппа

   Вирус гриппа, был открыт Richard Shope в 1931 году. Вирус гриппа А впервые был идентифицирован английскими вирусологами Smith, Andrews и Laidlaw (National Institute for Medical Research, Лондон) в 1933 году. Тремя годами позже Francis выделил вирус гриппа В. В 1940 году было сделано важное открытие – вирус гриппа может быть культивирован на куриных эмбрионах. Благодаря этому появились новые возможности для изучения вируса гриппа. В 1947 году Тейлором был впервые выделен вирус гриппа С. Вирус гриппа (Mixovirus influenzae) принадлежит к семейству ортомиксовирусов. Он имеет сферическую структуру и размер 80-120 нанометров. Сердцевина вируса содержит одноцепочечную отрицательную цепь РНК, состоящую из 8 фрагментов, которые кодируют 10 вирусных белков. Фрагменты РНК имеют общую белковую оболочку, которая объединяет их, образуя нуклеопротеид.На поверхности вируса находятся выступы (гликопротеины) – гемагглютинин (названный по способности агглютинировать эритроциты) и нейраминидаза (фермент). Гемагглютинин обеспечивает способность вируса присоединяться к клетке. Нейраминидаза отвечает, во-первых, за способность вирусной частицы проникать в клетку-хозяина, и, во-вторых, за способность вирусных частиц выходить из клетки после размножения. Нуклеопротеид (также называемый S-антигеном) постоянен по своей структуре и определяет тип вируса (А, В или С). Поверхностные антигены (гемагглютинин и нейраминидаза – V-антигены), напротив, изменчивы и определяют разные штаммы одного типа вируса. Изменчивость вируса гриппа общеизвестна. Существует два механизма антигенной изменчивости: относительно небольшие изменения (антигенный дрейф) и сильные изменения (антигенный шифт).

 Как передается грипп?

   Ежегодные эпидемии гриппа могут оказывать серьезное воздействие на все возрастные группы, но самый высокий риск развития осложнений угрожает детям в возрасте до двух лет, взрослым в возрасте 65 лет и старше и людям любого возраста с определенными заболеваниями, такими как хронические болезни сердца, легких, почек, крови и болезни обмена веществ (например, диабет), или с ослабленной иммунной системой. Передача инфекции осуществляется воздушно-капельным путем. Вирус со слизистых дыхательных путей при дыхании, чихании, кашле, разговоре выделяется в огромной концентрации и может находиться в виде аэрозолей во взвешенном состоянии несколько минут. В редких случаях возможна передача инфекции через предметы обихода (например: соски, игрушки, белье, посуду и др.) Резервуаром вируса является больной человек, который опасен начиная с конца инкубационного и весь лихорадочный период. После 5-7-го дня болезни концентрация вируса в выдыхаемом воздухе резко снижается, и больной становится практически неопасным для окружающих. Большую эпидемическую опасность представляют больные стертыми и субклиническими формами. Оставаясь на ногах и продолжая вести активный образ жизни, они успевают заразить большое число людей. Дети заражаются, как правило, от взрослых. Возможность хронического носительства вируса маловероятна.

 Симптомы и осложнения

    Обычно грипп начинается остро. Инкубационный период, как правило, длится 1-2 дня, но может продолжаться до 5 дней. Если грипп протекает без осложнений, лихорадочный период продолжается 2-4 дня и болезнь заканчивается в течение 5-10 дней. Возможны повторные подъемы температуры тела, однако они обычно обусловлены наслоением бактериальной флоры или другой вирусной респираторной инфекции. После перенесенного гриппа в течение 2-3 недель могут сохраняться явления постинфекционной астении, утомляемость, слабость, головная боль, раздражительность, бессонница и др. Наиболее частым осложнением гриппа является пневмония причём, как правило, это вторичная бактериальная  инфекция (вызванная Streptococcus pneumoniae, Haemofilus influenzae, или Staphylococcus aureus). Более редко встречается комбинированная инфекция (вирусная и бактериальная пневмония). Первичная вирусная пневмония – это редкое осложнение, характеризующееся высокой смертностью. Она возникает в случае, если грипп вызван вирусом высочайшей вирулентности.  При этом развиваются ”молниеносные” смертельные геморрагические пневмонии, продолжающиеся не более 3-4 дней и как  правило заканчивающаяся летально. Кроме этого вторичные бактериальные инфекции, часто возникающие после гриппа, поражают ЛОР-органы, вызывая ринит, синусит, отит. Осложнение в виде синдрома Рейе встречается практически исключительно у детей (в основном после заболевания гриппом В) после употребления салицилатов (в том числе ацетилсалициловой кислоты) и проявляется сильной рвотой, которая может привести к коме в связи с отеком мозга. Осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы чаще встречается у лиц пожилого возраста. Может развиться миокардит и перикардит (воспалительное заболевание мышц сердца, которое может привести к сердечной недостаточности). После гриппа могут развиться мышечные осложнения, выражающиеся в миозите и других мышечных заболеваниях. Такие осложнения чаще бывают у детей и выражаются в мышечных болях в течение нескольких дней. Также происходит повышение миоглобина в моче (миоглобинурия), что может привести к острому нарушению функции почек. После гриппа часто наблюдаются декомпенсация (орган не справляется со своей работой) и обострения хронических заболеваний, таких как: бронхиальная астма и хронический бронхит, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания почек, сахарный диабет и др.

 Профилактика гриппа

    Профилактика гриппа имеет существенное медицинское и экономическое значение. Медицинское значение заключается в том, что благодаря профилактике можно достичь значительного уменьшения заболеваемости и удельного веса тяжелых форм болезни, существенного снижения связанных с гриппом и ОРВИ пневмоний, случаев госпитализации и смертности. Экономическое значение заключается в том, что грипп (особенно его эпидемии) часто усложняет, а иногда и парализует работу предприятий и учреждений. При этом часто экономические убытки недооцениваются, хотя они и существенны.

    Основным методом профилактики гриппа является активная иммунизация –вакцинация. В процессе вакцинации в организм вводят частицу инфекционного агента (это может быть ослабленный, или убитый возбудитель болезни, или же его части). Инфекционный агент, содержащийся в вакцине, не может вызвать заболевание, но может стимулировать организм к выработке антител. Поэтому, когда в организм попадает вирус гриппа, то не нужно время для выработки антител – они уже имеются после вакцинации. Антитела связываются с вирусом и, таким образом, предотвращают инфицирование клетки и размножение вируса, соответсвенно человек не заболевает вовсе или заболевание протекает в легкой форме. Таким образом, противовирусная вакцина – это не лекарство в общепринятом смысле этого слова. Вакцинация имитирует вирусную инфекцию (без заболевания) для того, чтобы спровоцировать иммунную систему организма для борьбы с инфекцией. В своем составе вакцина содержит вирусные частицы в живой (ослабленной) или инактивированной форме. Попадая в организм, эти частицы не могут размножаться (и вызвать заболевание), но вирусные белки распознаются иммунными клетками (лимфоцитами), которые начинают продуцировать специфические антитела против вируса гриппа. Вакцины против гриппа показали свою эффективность во всех возрастных группах. Как показали многочисленные исследования, у молодых здоровых взрослых вакцинация была эффективна в среднем в 90% случаев.

 В результате вакцинации:

1)      Среди взрослых людей, не имеющих хронической патологии, уменьшается число госпитализаций по поводу пневмонии на 40% (среди пожилых людей от 45 до 85%).

2)      На 36-69% снижается частота острого среднего отита, который является распространенным осложнением гриппа у детей.

3)      Сокращается (потенциально на 20%) частота обострений хронического бронхита, которые наблюдаются после гриппа.

4)      Установлена эффективность в отношении профилактики обострения бронхиальной астмы, после перенесенного гриппа (частота обострений снижается на 60-70%).

      Кроме этого,  среди больных сахарным диабетом I типа меньше прогрессируют сосудистые осложнения диабета и реже регистрируются эпизоды декомпенсации, требующие увеличения дозировки инсулина. Массовая вакцинация групп высокого риска по заболеваемости может ограничить гриппозные эпидемии в целом. Вакцинация 70-80% любого коллектива значительно снижает заболеваемость гриппом в этом коллективе. В обычный год гриппом заболевает только небольшой процент населения, во время эпидемии — от 20 до 40%. Крупные эпидемии возникают с интервалом в 10—12 лет. Эпидемия 1918 г. унесла жизни 21 млн. человек, уступив, таким образом, печальную пальму первенства среди медицинских катастроф только чуме XIV века. Американские физиологи считают, что обычный среднетяжелый грипп отнимает у человека год жизни.

 Нужно ли прививаться ежегодно?

      Противогриппозный иммунитет, который выработался в прошлом году, не спасет от гриппа в этом. Из-за непрерывной изменчивости вирусов гриппа каждую осень появляется совершенно новый грипп, от которого не помогают и прошлогодние прививки. Поэтому, каждый год надо делать новые прививки. Если прививаться прошлогодними вакцинами, то эффективность вакцинации уменьшается до 20-40%, вместо 70-90%. В последние годы в мире складывается неоднозначное отношение к прививкам. Несмотря на то, что поголовная вакцинация против некоторых заболеваний привела к практически полному их исчезновению, ряды противников обязательных прививок растут. Этому способствует широкое распространение заблуждений, касающихся вакцинации.

 Меры, позволяющие ограничить распространение вирусных инфекций

Для здоровых людей:

  • от лиц с симптомами гриппа держитесь на расстоянии, по меньшей мере, 1 метр;
  • не касайтесь своего рта и носа;
  • часто мойте руки водой с мылом или спиртосодержащим средством для рук, особенно если касались рта, носа  или потенциально зараженных поверхностей;
  • сократите время своего пребывания в контакте с людьми, которые могут быть носителями заболевания;
  • старайтесь как можно реже находиться в местах большого скопления людей;
  • как можно чаще проветривайте свое жилое помещение, открывая окна.

 Для лиц с симптомами гриппа:

  • если чувствуете себя нехорошо, оставайтесь дома и следуйте советам местных органов здравоохранения;
  • держитесь подальше от здоровых людей (как минимум 1 метр);
  • кашляя или чихая, прикрывайте рот и нос салфеткой или другим подходящим материалом, чтобы задержать респираторные выделения.
  • после использования материал либо незамедлительно отправьте в отходы, либо постирайте.
  • после контакта с респираторными выделениями руки необходимо немедленно вымыть!
  • как можно чаще проветривайте свое жилое помещение, открывая окна.

 КАК ЖЕ УБЕРЕЧЬСЯ ОТ ГРИППА?

Важнейшее условие - тщательное соблюдение правил личной гигиены:

   чаще проветривайте помещение. Токами воздуха уносятся частички пыли и слизи с находящимися на них вирусами;

   как можно чаще проводите влажную уборку помещений;

   тщательно мойте руки и лицо с мылом после ухода за больным, возвращения с работы, езды в городском транспорте и т.д. Помните, что мыльные растворы смывают 85-95 % вирусов, бакте­рий, попадающих на кожу;

   закаливайте организм, чаще гуляйте на свежем воздухе;

   организуйте правильное питание с употреблением достаточного количества витаминов. Не забывайте о чесноке и луке – они очень полезны в данном случае, так как содержат специальные вещества - фитонциды, убивающие микробы;

   поменьше бывайте с детьми в местах большого скопления народа;

   при уходе за детьми, больными, а также находясь на работе, связанной с обслуживанием большого количества людей, поль­зуйтесь масками, сшитыми из 4-5 слоев марли. Это относится к медработникам, работникам торговли. Одевайте их так, чтобы они закрывали рот и нос. Такие маски задерживают до 90 процентов микробов;

   сразу же отделяйте больного в отдельную комнату или за шир­му, выделите ему отдельную посуду, полотенце и немедленно вы­зывайте врача.

Индивидуальная профилактика гриппа может проводиться оксолиновой мазью, которая наносится на слизистые оболочки носа, интерфероном.

После выздоровления больного обеззараживайте все предметы, которыми он пользовался: постель надо выколотить и проветрить, посуду и белье прокипятить, произвести уборку помещения с при­менением дезинфекционных средств (хлорной извести или хло­рамина).

СОБЛЮДАЯ ПРАВИЛА САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ, ВЫПОЛНЯЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ГРИППА, ВЫ БУДЕТЕ ЗДОРОВЫ

 

 

Консультация           для родителей

Танцевать – это полезно!

 

Танцы не менее важны, чем точные науки.
Танцевать – это красиво!
Танцевать – это полезно!

   Искусство танца – великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребёнку раскрыться как личность. Соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым. Пройдёт совсем немного времени, и вы заметите, как ваша дочь или сын заметно преобразится: появятся гордая осанка, правильная координация движений, утончённая пластика. Кроме того, он начнет чувствовать ритм, понимать характер мелодии, у него разовьётся художественный вкус, творческая фантазия. Всё это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других.

  Что и говорить, танцевать любят все – и взрослые, и дети. И не важно, по правилам человек танцует или двигается, как умеет. В любом случае танец – это удовольствие.

  Танец нельзя свести просто к ритмичным движениям под музыку или без неё, это и проявление нашей индивидуальности и неповторимости, истории (или исповедь), рассказанная с помощью движений. Окунувшись в удивительный мир танца и музыки, мы становимся способными открыто выражать свои эмоции, что не всегда позволительно делать в повседневной жизни. Таким образом, танцевальное искусство несёт в себе, помимо красоты, и психотерапевтический эффект: выражая, себя открыто и ярко, не боясь внутренних противоречий и страстей, мы тем самым освобождаемся от зажимов и комплексов, которые уже успели пустить корни в нашей душе.      Танец позволяет полностью раскрепоститься и учит не бояться быть самим собой.

   Танцы – это также отличный способ укрепить своё здоровье. Плавные и экспрессивные движения распрямляют позвоночник, укрепляют мышцы и улучшают осанку.

... Танец, в первую очередь, бунтующая сила духа, воли, нервной энергии, которую можно выразить, отдать, высказать вразного рода телодвижениях, и тело в моменты этих духовных вспышек подчиняется жажде душевного откровения.

Л.А.Авдеева.

    Ещё в Древней Греции полагали, что для формирования творческой, гармонически развитой личности необходимо всестороннее образование, включающее, помимо обучения арифметике и астрономии, музыку и танцы. В xx веке швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз разработал систему музыкально-ритмического воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире. По Далькрозу, через общения с музыкой и танцами человек учится познавать окружающий мир и себя в этом мире, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают воспитывать силу воли, коммуникабельность и развить творческий потенциал.

   Действительно, многие исследования психологов доказали, что дети, занимающиеся танцами, добиваются больших успехов в учёбе, чем их сверстники, а также опережают их в общем развитии. Танец помогает формировать начальные математические и логические представления ребёнка, тренирует навыки ориентирования в пространстве; развивает речь.    Занятия танцами помогают развить такие качества, как целеустремлённость, организованность и трудолюбие. Ритмика, пластика формируют основные двигательные умения и способности, препятствуют нарушению осанки. Такие занятия обогащают двигательный опыт ребёнка, совершенствуют моторику, развивают активные мыслительные действия в процессе физических упражнений.

   Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощёнными, открытыми и общительными. С помощью танца можно решать многие психологические проблемы. Ребёнок через танец начинает смотреть на мир другими глазами. Конечно, проблемы просто так ни куда не исчезнут, но воспринимать их человек начинает по-другому, гораздо более позитивно.

Танец пробуждает творческие способности и даёт возможность через гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных упражнений у ребёнка повышается самооценка. Он начинает верить в то, что способен чего-то добиться, что-то сделать здорово и красиво. Видя довольное лицо мамы, радующейся, когда её чадо преодолевает очередную трудность в освоении танца, ребёнок понимает – он нравится! Значит, он нужен, его ценят! Он любим.

  Одним из условий успешных результатов является внимательное, доброжелательное отношение к начинающему танцору, умение внушить ему веру в его возможности. Пусть ваш ребёнок никогда не станет артистом и хореографом, но он на протяжении всей своей жизни будет вспоминать эти занятия, его первое постижение музыки и грациозных движений под руководством любящих родителей.

  Артистизм свойственен человеческой природе, особенно детской. Многие из нас годами теряют это качество. Многие взрослые даже в компании близких друзей стесняются что-то спеть, а уж тем более сплясать. Но неужели наши дети должны расти такими же закомплексованными? Такого ни в коем случае нельзя допустить! Лучше присоединяйтесь к выступлениям маленьких танцоров. От этого выиграют все. Ведь поощряя в ребёнке артистизм, мы меняемся сами.


   Не пройдёт и месяца, как мама с папой или дедушка с бабушкой с удивлением обнаружат, что ребёнок стал чаще улыбаться, движения приобрели пластичность, изменился даже голос. Он перестаёт бояться высказывать своё мнение, начинает непринуждённо себя вести, окружающим с ним легко и весело. Но самое главное: у маленьких артистов возрастает уверенность в себе, повысится самооценка, на полную мощность начнёт работать абстрактное мышление и образное восприятие мира. А папа и мама смогут гордиться творчески развитым ребёнком.