ТАЙГА: от губернии до области

1896 г. - Томская губерния

1921 г.  – Новониколаевская губерния

1925 г. - Сибирский край

1930 г. - Западносибирский край

1937 г. - Новосибирская область

26 января 1943 г. - Кемеровская область

27 марта 2019 г. – Кемеровская область – Кузбасс*

(*Указ Президента Российской Федерации от 27.03.2019 №130 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации»).

ИСТОРИЯ ГОРОДА

История каждого города по-своему уникальна и неповторима. Если брать большие города, такие как Москва, Санкт - Петербург, Новосибирск и другие, то о них написано много книг, снято множество фильмов. Они известны своими людьми, историческими событиями, произошедшими в них. Но ведь и у маленьких городов, деревень, посёлков тоже есть своя неповторимая история, свои герои, свои легенды, передающиеся из уст в уста из поколения в поколение. Одним из таких небольших городов является и наша Тайга.

В мае 1891 года будущий Император России Николай Александрович Романов заложил во Владивостоке первый камень рельсового пути, ознаменовав тем самым начало строительства железной дороги через всю Cибирь. Строительство магистрали оживило глухие сибирские леса, дало жизнь многим городам и поселкам.

На месте будущего города первопроходцы увидели громадное топкое пространство, мелкий чахлый лес, глинистую почву, скудные источники водоснабжения. Тем не менее, по плану именно в этом месте предполагалось построить ответвление железной дороги на губернский центр — город Томск. Железнодорожная станция Тайга возникла в 1896 году. Первоначально станцию называли и в быту, и в печати магистрал «Томск – Таежный», позднее – «Тайга». Первые поселения на месте будущего города появились в 1895 году. Это были бревенчатые дома путейцев и шалаши чернорабочих, сделанные из хвои.

Официально Тайга признана населенным пунктом Томской губернии 22 июля 1896 года (день рождения города совпадает с приходом первого поезда из Тайги в Томск).

27 января 1911 года (по старому стилю) Тайга Высочайшим Указом получила статус безуездного города Томской губернии.

Население Тайги на январь 1911 года составляло 10 100 человек. По количеству домов и дворов она не уступала большинству городов Сибири. В городе существовало две системы наименования улиц: номерная и именная. Происхождение названий связаны с городскими объектами или российскими монаршими особами, т.к. в 1913 году планировалось широко отметить 300 – летие царствования династии Романовых.

Главной улицей Тайги считалась Первая (ныне Интернациональная). На этой улице размещались и церковь святого преподобномученика Андрея Критского, и магазины купцов Магазова и Пантелеева. На второй улице - Николаевской – двухэтажный дом купца Архангельского и несколько принадлежащих ему магазинов. Все постройки «старой» Тайги были деревянными за исключением нового здания железнодорожного вокзала, церкви А.Критского,  зданий паровозного депо,  лавки купца Магазова.

На «южной» стороне Тайги, до 70- х. годов 20- века, размещались административные и хозяйственные учреждения города.

Северная сторона – современный центр – ничем особо не выделялся. Здесь преобладали «казенные» дома для служащих железной дороги.

Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов занимает особое место в истории города. 4113 тайгинцев ушли воевать на фронт, 2 135 не вернулись с войны, пали смертью храбрых на полях. Тайгинцы никогда не забудут о героизме и подвигах, которые совершили в годы войны их земляки. В память о земляках, не вернувшихся с войны, в Тайге в 1967 году построен мемориал «Воинам - тайгинцам, павшим в боях 1941-1945 гг.».

Небольшой сибирский город подарил стране 11 Героев Советского Союза, это: Георгий Максимович Кудашов, Алексей Николаевич Миронов, Петр Нифонтович Кузнецов, Геннадий Иванович Новиков, Михаил Федосеевич Шатило, Александр Алексеевич Шокуров, Иван Макарович Устинов, Федор Матвеевич Зинченко, Иван Семенович Забобонов, Хамза Мурсалиевич Мухамадиев, Николай Тихонович Калинин и Героя Российской Федерации - Федор Федорович Прокопенко.

Замечательный и важный исторический факт - первым кузбассовцем, кому в ноябре 1943 года было присвоено звание Героя Социалистического Труда, стал тайгинец, мастер промывочного цеха локомотивного депо Иван Герасимович Сафронов. На здании муниципального бюджетного учреждения «Дворец культуры» Тайгинского городского округа установлена мемориальная доска в память о первом в Кузбассе Герое Соцтруда.

В годы войны в Тайге произошло знаменательное событие – 1 декабря 1943 года приказом наркома путей сообщения на базе прибывшего из Харькова в Тайгу электромеханического техникума открылся техникум железнодорожного транспорта.

О нем знают не только в Тайге, но и далеко за ее пределами. Тайгинский техникум железнодорожного транспорта (сегодня Тайгинский институт железнодорожного транспорта) по праву считается одним из лучших учебных заведений, которое готовит высококвалифицированные кадры для работы на дороге.

Еще более активное развитие Тайга получила в 60 – 70 годы, а пика достигло в преддверии своего 100 – летнего юбилея (100 лет городу исполнилось в 1996 году). Именно тогда, были построены и сданы в эксплуатацию хирургический корпус железнодорожной больницы, здание Скорой помощи, Дом связи отделения дороги, вторая нитка водовода от реки Яя до города. Оформился новый центр города. Начато строительство таких важных для Тайги объектов, как первая очередь пристройки к средней школе № 33, насосно – фильтровальная станция, автодорожный путепровод. Много сделано было по сносу ветхого жилья, озеленению и благоустройству города. Жилищное строительство велось с огромным размахом.

Идут годы, многое меняется. Сегодня Тайга живет непростой, но интересной и насыщенной жизнью.

Как и раньше, градообразующими являются предприятия железнодорожного ведомства. Какие бы изменения ни происходили в наше непростое время, Тайга и сегодня остается железнодорожным городом, одной из крупных и важных узловых станций на Транссибирской магистрали. Сегодня на территории города находится более десятка предприятий, относящихся к железнодорожному ведомству. Однако не только предприятия железнодорожной отрасли делают сегодняшний день города. Пассажирское автотранспортное предприятие, Центр занятости населения, учреждения социальной защиты населения и другие работают стабильно и достойно.

Есть в городе швейная фабрика - одно из немногих предприятий легкой промышленности Кузбасса, которое несмотря на все реформы, смогло удержаться на «плаву», сохранить свой производственный и кадровый потенциал. Сегодня в городе 6 школ и 8 детских садов. Система дополнительного образования представлена детско – юношеской спортивной школой и Домом творчества.

В городе действует учреждения культуры и спорта и их структурные подразделения:

- детская школа искусств (3 отделения: музыкальное, хореографическое, изобразительное искусство);

- централизованная библиотечная система (центральная городская библиотека, детская библиотека и 3 библиотеки-филиала);

- исторический музей;

- дворец культуры (и 3 поселковых клуба);

- спортивный комплекс «Юность» (в т.ч. городской стадион «Локомотив», хоккейная коробка, лыжная база, шахматный клуб).

Тайгинская земля всегда была богата талантами. Жители города гордятся своими замечательными земляками – Народной артисткой СССР Инной Владимировной Макаровой, писателями Владимиром Чивилихиным, Геннадием Прашкевичем, Людмилой Яковлевой и др. В городе немало талантливых художников, поэтов и прозаиков, спортсменов, людей неординарных и творческих, проявивших свои таланты в самых разных сферах деятельности.

Гордость города - образцовый самодеятельный коллектив студия «Любавушка» (руководитель – И.Р. Скрипченко). Коллектив – участник и победитель областных, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Члены коллектива «Любавушки» занимаются созданием и демонстрацией уникальных моделей одежды, обуви, аксессуаров из природного материала - щепы. Причем, ребята достигли в этом своем увлечении такого мастерства, что это признают профессионалы подиумного искусства и авторитетные модельеры.